Частный Музей Флорентийской мозаики имени Бориса Ошкукова
Главная/О музее

МУЗЕЙ

книга отзывов музея

О музейной коллекции

Флорентийская мозаика – одно из самых уникальных явлений декоративно-прикладного искусства Италии – давно превратилась в неповторимый вид «живописи» камнем, при котором пластины камня подбираются и подгоняются друг к другу, исходя из их рисунка.

Музей Флорентийской мозаики был создан усилиями Бориса и Людмилы Ошкуковых. Открытие состоялось в 2003 году на Большой Конюшенной улице, ко дню 300-летия Санкт-Петербурга. Изначально он  имел формат музея-квартиры.

В коллекции музея находятся 502 экспоната, которые можно увидеть в экспозиции. В музее имеется 7 залов: зал Санкт-Петербурга, зал Дальнего Востока, Уральский зал, зал Бориса Ошкукова, зал Юрия Шевцова, зал Андрея Белякова, зал Рахмата Батуралиева. Также имеется галерея портретов исторических деятелей.

В экспозиции музея имеются мозаичные панно (картины), предметы декоративно-прикладного искусства (шкатулки, часы, ювелирные изделия, вазы), мебель с мозаичными вставками, скульптура.

Музей представляет творчество художников-камнерезов из разных регионов страны. Общее количество мастерских, представленных в музее – 28.

В основном  работы коллекции музея были созданы на стыке  20 и 21 веков.

 

Авторы, представленные в музее.

Одними из первых были приобретены работы Г. Павлишина, народного художника РСФСР. Он известен как автор большого панно в технике флорентийской мозаики в Доме Приемов, в Хабаровске. Затем было знакомство с другими мастерами города. Творчество хабаровчанина Б. Фомина – создателя модели кремниевой формы жизни на земле – представлено великолепным произведением «Седой орлан». Его же другая мозаика «Букет» отражает исключительное умение находить прекрасное в камнях, изучению которых художник посвятил всю жизнь.

Работы мастеров Сибая и Уфы (республика Башкортостан) привлекли своей богатейшей палитрой местной яшмы и отточенной техникой. Группой под руководством С. Чулкова выполнены превосходные реплики на флорентийские мозаики из Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

В коллекции находятся два уникальных портрета из янтаря – А.С. Пушкина и Л.Н. Толстого. Они выполнены реставратором высшей категории, членом Мирового совета янтаря, членом Союза художников России, художественным руководителем проекта восстановления Янтарной комнаты А. Журавлевым.

Совершенно особое направление в работе уральских мастеров мозаики – выполненные в камне реплики на картины известных художников. Творчески переосмыслены основные художественные стили: импрессионизм, модерн, кубизм, символизм, сюрреализм и соцреализм.

Некоторые из этих специалистов позже переехали в Санкт-Петербург, в чем немалая заслуга кураторов музейного проекта.

 Работы мастеров Ю. Щевцова (город Гай, Оренбургская область) и В. Карманова (город Кунгур, Пермский край) также не случайно оказались в коллекции музея. Авторы мозаичных панно с их оригинальным видением мира и неповторимой стилистикой наполнили собрание своими работами.

Флорентийская мозаика, выполненная камнерезами московской мастерской А. Белякова, поражает ювелирной точностью исполнения и идеальным соответствием подбора материала к определённому сюжету.

Нельзя не отметить часть коллекции, состоящую из мозаичных работ Бориса  Ошкукова под общим названием «Абстрактные миры». Более 170 его работ входят в коллекцию музея.

Уникальность музея состоит в широком спектре произведений, вошедших в его коллекцию и особенной временной шкале создания шедевров – конец 20 и начало 21 века. Музей сотрудничает с музеем Горного университета (Санкт-Петербург), Минералогическим музеем  им. А.Е. Ферсмана (Москва), музеем-мастерской мозаики Ластруччи (Флоренция), кафедрой монументально-декоративной живописи художественно-промышленной академии  им. Штиглица (Санкт-Петербург).